Охотничьи суеверия бурятов и эвенков

# 2766 от 26 декабря 2009 г. 12:05 от Леопольд в блокнот
тип: статья

,буряты,охота,охотник,эвенкиС промысловым обрядом был тесно связан ряд суеверных запретов у бурят и эвенков, придерживаться которых должен был каждый охотник.

Так, например, нельзя было говорить об объекте промысла, думать плохое о людях, ругаться, трогать чужую добычу, провожать уходящего на промысел, ночевать в лесу в чужом шалаше, не попросив разрешения у духа-хозяина данной местности, и т. д. Перед выходом на промысел весь караван (аргиш) окуривался сухой травой (сэнкирэ) с целью очищения оленей и людей от всего нечистого, что могло пристать на прежнем стойбище.

В основе этого ритуального очищения, по-видимому, лежала рациональная идея уничтожения запахов, которые могли бы отпугнуть зверя.У эвенков, хотя и в слабой форме, существовала вера в сверхъестественную связь человека с животными и птицами — тотемами: медведем, волком, лебедем, орлом, вороной, которых они считали священными.

Как у народов, проживавших по Амуру (нивхов, нанайцев и других) и по нижней Оби (ханты, манси), у эвенков существовал культ медведя, очевидно, связанный с пережитками тотемизма.

В отличие от названных выше народов, эвенки не отмечали праздника в честь медведя, обряд по случаю добычи его был весьма сложен. «Придя к логову,— писал Е. И. Титов,— киндигирец говорит: к тебе пришел не тунгус, а якут заблудящий. Помаленьку вылезай, отец».

Обряд, совершавшийся после добычи медведя, был связан с существовавшим представлением, что убитый зверь вновь оживает и что поэтому необходимо оградить себя от его мести. «Не мы тебя убили, а русские (в отдельных случаях — якуты)»,— говорили суеверные охотники.

Перед употреблением мяса убитого медведя все участвующие в трапезе должны были выкрикивать: «Кук! Кук!» Затем голова, кости и отдельные мелкие кусочки мяса от различных частей туши, а также от внутренностей зверя торжественно предавались захоронению на специально построенном лабазе из плах или жердей, причем голову медведя обращали обязательно в западную сторону. Огонь после трапезы оставляли не потушенным.

Вера в существование у человека души связывалась с загробной жизнью. Оленные эвенки называли душу анян, а конные под влиянием бурят — сунэхун (от бурятского сунЬэн). Убедительным подтверждением существования души особо от тела считали сновидение. Во время сна душа якобы покидает тело и возвращается в него к моменту пробуждения.

Она может за это время побывать не только на охоте или на местах прежних перекочевок, но и видеться с давно умершими людьми. Считалось, что спящего нельзя будить внезапно, так как в этом случае его душа может не успеть вернуться, а это грозило человеку тяжелыми последствиями: болезнью или даже смертью.

По мнению верующих, похождения души целесообразны, поэтому «вещие» сновидения обсуждались в кругу семьи или ближайших родственников.

источник: burweb.ru

Комментировать цитату

simple_captcha.jpg
=
Введите символы, которые видите на картинке

25 июня. Петр Афонский, Петр Поворот.

С Петра Афонского солнце на зиму, а лето на жары. "Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль". Высаживают последнюю капусту и огурцы. 25 июня

Популярные темы

август азербайджан азия апрель баба беда беременность Бог богач болезнь брак брат бурятская пословица буряты быт веник весна вещи вода голова грязник девушка декабрь деньги дети дождь дом дорога еда жених животные жизнь жнивень здоровье избиение июль июнь календарь караимы кот крым луна любовь май март младенец море муж народные поверья народные приметы народные скороговорки невеста новорожденный новый год огонь октябрь охота поговорки погода полет праздник приметы прогноз просинец протальник птицы работа ребенок рождение рождество румянец русская пословица рыба рыбак рыбалка самолет свадебные приметы свадьба сентябрь скороговорки слово смерть собака солнце страдень студенчество стужайло счастье татарская пословица травень удача хлеб хмурень цветень человек экзамены юмор язык январь япония